(495) 502-99-04

  



Клуб миллионеров

Место классических семейных офисов занимают компании, управляющие активами нескольких бизнесменов, — так дешевле и эффективнее

Собственный family office, обслуживающий финансовые интересы одной семьи во главе с владельцем крупного бизнеса, — очень дорогое удовольствие. Это по карману только тем, чье состояние превышает несколько сотен миллионов долларов. Штат из нескольких человек, включая финансистов и юристов, обходится в $2–2,5 млн в год. Может быть, поэтому российские бизнесмены создают такие структуры все реже.

Времена классических семейных офисов уходят в прошлое, говорят финансовые консультанты. Их место занимают Multi-Family Office (MFO) — структуры, где обслуживается несколько семей. Это позволяет получить все услуги классического семейного офиса, но сэкономить на его содержании. Кроме того, у MFO есть еще несколько преимуществ по сравнению с компанией, обслуживающей интересы одной семьи.

Семейные офисы появились в США в конце XIX века, когда в Америке стали возникать промышленные империи. Богатым людям требовались личные консультанты и помощники. Вначале они управляли обслуживающим персоналом, организовывали путешествия. Постепенно к этому добавились правовые и финансовые услуги, управление активами — то, чем сегодня занимаются классические семейные офисы. Их основной целью стало передать состояние, накопленное членами семьи, через поколения.

Семейный офис, в отличие банка, не ограничивается управлением только ликвидными активами — счетами и инвестиционными портфелями. Такой финансовый бутик удовлетворяет все потребности семьи, например управляя имуществом и решая массу проблем — от налоговых до бытовых.

Управляющий партнер компании «Третий Рим» Андрей Мовчан рассказывает, как должен быть устроен классический частный семейный офис. В нем должны работать минимум два инвестконсультанта (годовая зарплата — в сумме около $1,5 млн), один-два юриста ($450 000), один или два администратора (около $100 000). Каждый год надо будет платить за программное обеспечение (до $250 000), командировки ($100 000) и аренду офиса (около $150 000).

За рубежом собственные семейные офисы открывают люди с капиталом более $200 млн, тогда размер платы за обслуживание можно поддерживать на уровне 1% от стоимости активов. За эти деньги можно получить высокий уровень конфиденциальности и комфорта. Впрочем, иногда на этом преимущества и заканчиваются.

Часто сотрудники персонального family office не заинтересованы в улучшении своих результатов — у них уже есть клиент, и другой им не нужен. Кроме этого, рассказывает один из участников рынка, управляющие понимают, что работа на мультимиллионера, скорее всего, конец их профессиональной карьеры, поэтому они могут договариваться с поставщиками услуг об откатах. Их размер может достигать 3% в год от суммы активов, переданных в управление другой компании.

В 1980-х годах наметилась новая тенденция — американские семейные офисы стали объединяться в MFO. Клиентами MFO становятся те, чье состояние превышает $20–30 млн, рассказывает управляющий директор Ситибанка Селим Элген. Те, у кого менее $20 млн, просто размещают свои средства в одном-двух банках: MFO им не по карману.

Индустрия family office в России развивается по тому же сценарию. Сегодня здесь действует около сотни семейных офисов и всего несколько компаний, которые позиционируют себя как MFO. Самым большим семейным офисом можно считать компанию Millhouse Capital, управляющую российскими активами Романа Абрамовича. Есть свой семейный офис и у основателя «Тройки Диалог» Рубена Варданяна — он управляет его личным состоянием и деньгами его друзей.

В России есть по крайней мере, один классический MFO, который не зависит ни от одного банка, — это компания «Третий Рим». Другие — «Альфа-капитал», Уралсиб Банк 121 и UFG Wealth Management — работают при материнских банках. В M2M Прайвет Банк признаются, что в большей степени это частный банк, сосредоточенный на управлении ликвидными активами, но может предоставлять и услуги семейного офиса.

Список невелик. Но скоро на рынок выйдут несколько новых компаний, которые заявляют о себе как о MFO. «Я недавно был в Женеве и Лондоне. Кажется, каждый второй создает компанию по управлению капиталом. То же происходит и у нас. На рынке много людей, которые хотят заниматься финансовым консультированием», — говорит Мовчан.

Все это, по словам Селима Элгена из Ситибанка, происходило три поколения назад в Швейцарии. «Тогда успешные финансовые консультанты из частных банков решили, что хотят быть независимыми. Их первыми клиентами стали клиенты банков, которые доверяли лично им», — говорит он. Таких клиентов можно найти и в России: это порядка 35 000–40 000 состоятельных людей, чьи активы превышают $20 млн, считает Мовчан.

Российские MFO работают либо за 1% от суммы активов, переданных в управление, либо обговаривают фиксированную сумму вознаграждения. Она не может быть менее $100 000 в год. Некоторые дополнительные услуги вроде консультации юристов в связи с выходом из бизнеса придется оплачивать дополнительно.

Несмотря на то что в России есть потенциальные потребители услуг MFO, спрос на них пока невысок: рынок только формируется. До кризиса профессиональные консультанты были не нужны. Клиентам предлагали вкладывать деньги в растущий рынок акций, они получали довольно высокий доход и были довольны. Сейчас, после кризиса, цели изменились, главное — сохранить капитал, считает Мовчан.

Что могут предложить российские MFO своим клиентам? Классический портфель на две трети состоит из консервативных облигаций (рейтинга А и выше) развитых стран и стабильных компаний, рассказывает исполнительный директор М2М Прайвет Банк Роберт Идельсон. Оставшаяся треть вкладывается в облигации развивающихся стран. Такой портфель дает реальную доходность около 4–5% годовых в долларах.

Зато клиент может обратиться в офис с любой проблемой. Например, попросить срочно привезти крупную сумму наличных поздно вечером или заказать билеты на юбилей Михаила Горбачева в Лондоне.

Однажды в UFG Wealth Management позвонил клиент, который приземлился во Франции на недавно купленном частном самолете и был арестован по обвинению в неуплате налогов. Компания-продавец не учла, что клиент имеет вид на жительство в Европе и обязан платить НДС. Пришлось срочно отправлять в командировку юриста.

Предприниматель может обратиться за помощью в продаже бизнеса или попросить подсказать, кого привлечь в качестве партнера в новый проект. Одна из задач MFO — контролировать работу управляющих в бизнесе клиента. Сотрудники MFO исполняют роль консультантов, которые проверяют, удается ли достичь заложенных в бизнес-плане показателей и аудируют отчетность компаний, рассказывает партнер UFG Wealth Management Оксана Кучура.

Как выбрать MFO? Тем, у кого активы находятся в России и есть проблемы с английским языком, лучше обратиться в российский MFO. Тем, кто живет в основном за рубежом и там же ведет бизнес, прямой путь в западные компании. Иностранный Multi-Family Office можно подобрать с помощью базы данных Standard and Poor’s Global Family Offices (www.mmdwebaccess.com). В базе содержится информация о 3800 компаниях. Их можно выбрать по различным параметрам — по набору предоставляемых услуг или сумме средств под управлением.

Впрочем, клиенты пока предпочитают выбирать MFO по старинке. С консультантами знакомятся на мероприятиях, а выбирают на основе личных симпатий, говорит Андрей Мовчан. «Это как в браке — ведь никто, как правило, не женится, оценивая добавленную стоимость. Все это делают в силу возникающих чувств», — рассказывает Мовчан.

Впрочем, элемент расчета добавить в отношения можно и даже нужно. «Дайте небольшое тестовое задание в той области, в которой вы разбираетесь лучше всего», — советует Кучура. Можно, к примеру, попросить составить схему покупки недвижимости в Европе. Консультант должен расписать все по пунктам — как правильно провести сделку, финансировать недвижимость, какие налоги придется платить и возникнут ли проблемы при наследовании. Если понравится, можно передать таким консультантам в управление небольшую часть состояния. А еще через год-полтора довериться советникам как членам семьи.

Финансовые новости

Зачем нужна финансовая система

Развитие понятие «финансы» привело к тому, что возникло понятие «финансовой системы». Вообще, экономические общественные отношения сегодня выражают...

На проценте

Кризис подтолкнул банкиров к тому, чтобы вернуться к проверенному способу заработка — повышению комиссионных.

Бонд. Евробонд

Два финансиста из Лондона делают ставку на еврооблигации российских компаний. Каков результат?

В мире финансов

Основные принципы торговли на рынке форе…

Валютный рынок позволяет получать прибыль каждому начинающему трейдеру независимо от возраста. Чтобы понимать принципы работы, необходимо четко сле...

Преимущества работы на бирже контента Ad…

Многих людей пытаются упрекнуть, мол, они не хотят работать. Действительно, есть много людей, которых устраивает бедственное положение, или же они ...

Онлайн-касса для услуг

Существует мнение, что для каждого бизнеса необходима своя онлайн касса, на самом деле это всего лишь уловка. Данное устройство предназначено для в...

Публикации

Польза парения в бане

О пользе бани большинство людей знают с древних времён. Прокопий Кесарийский считается первым историком, который упомянул о бане в своих трудах. Ис...

Как правильно выбрать шубу из меха собол…

Каждая девушка в шубе выглядит как настоящая королева. Шуба не только придаёт статность, но и раскрывает женственность в глазах вашего мужчины. А н...

Евгений Филичкин: pre-ICO FortFC уже в с…

Со временем становится всё меньше людей, воспринимающих виртуальные деньги как бессмысленное баловство людей-мечтателей. Все более уверенно цифровы...