(495) 502-99-04

  



Своя игра

Forbes посчитал стоимость услуг крупнейших брокеров, предоставляющих доступ на биржу

Предприниматель из Санкт-Петербурга Геннадий Суханов в феврале 2008 года решил самостоятельно торговать на фондовой бирже. В качестве брокера он выбрал инвестиционную компанию «Ютрэйд.ру» и отнес в питерский филиал этой фирмы десятки миллионов рублей. Сначала все шло отлично — рынок рос, никаких проблем в общении с брокером не возникало. Но осенью ситуация в один миг перевернулась. «Ютрэйд.ру» разорился почти сразу же после начала кризиса. Лицензия компании была приостановлена, а в декабре она самостоятельно подала в суд заявление о банкротстве. Клиентам еще осенью вместо ликвидных акций предложили «мусорные» облигации (большинство выпустивших их компаний позже обанкротилось).

Суханов, юрист по образованию, бывший конкурсный управляющий Сясьского ЦБК, немедленно отправился в Москву разбираться с руководством компании. Через пару недель предпринимателю, поднаторевшему в поиске активов и разбирательстве с должниками, удалось вернуть свои ценные бумаги. И он тут же перевел их в Сбербанк на заранее открытый брокерский счет. Эта история не отбила у него желания торговать на бирже, но в Сбербанке нет интернет-трейдинга, и Суханов стал клиентом БКС. Правда, портфель акций у него теперь в 10 раз меньше — 6 млн рублей, большую часть средств он все же держит в банках на депозитах.  

С начала кризиса количество частных инвесторов, самостоятельно торгующих через интернет, выросло почти в два раза. В июне 2008 года на Фондовой бирже ММВБ было 67 474 активных клиента, а в июле 2009-го — уже 111 641. Менеджеры брокерских компаний отметили существенный приток новых клиентов в самый разгар кризиса, когда многие решили, что рынок достиг дна. Затем на биржу начали приходить инвесторы, разочаровавшиеся в ПИФах: результаты работы управляющих далеко не блестящие (см. «Дырявый портфель», стр. 92), да еще и комиссионные приходится платить.

Застраховаться от банкротства брокера невозможно, и вряд ли рейтинги могут служить хорошим ориентиром. Например, тот же «Ютрэйд.ру» имел рейтинг Национального рейтингового агентства «А+» — высокая надежность первого уровня с положительным прогнозом. А у спасенного в последний момент государством банка «КИТ Финанс», также активного интернет-брокера, был и остается максимальный рейтинг — «ААА». Пожалуй, только ВТБ 24, принадлежащий государственному ВТБ, выглядит абсолютно надежным.

При выборе брокера стоит руководствоваться простым правилом — идти в крупную компанию с большим опытом работы. Forbes выбрал из лидеров по объемам клиентских операций на Фондовой бирже ММВБ 15 брокеров с наибольшим числом активных частных клиентов и сравнил их тарифы. Мы взяли двух виртуальных игроков с одинаковой стартовой суммой (500 000 рублей) и разными стратегиями. «Спекулянт» использует заемные средства (плечо 1:1), торгует на 20 млн рублей в день или 400 млн рублей в месяц. В конце дня на его счете остаются только деньги. «Инвестор» заключает в день по одной сделке на 100 000 рублей (месячный оборот 2 млн рублей). Акции в его портфеле могут оставаться на длительный срок. В расчетах учитывались комиссии брокера, биржи, депозитария и НДС (см. таблицы).

Самый дешевый сегодня и для «спекулянтов», и для «инвесторов» — «КИТ Финанс». Его тарифы по сравнению с прошлым годом не изменились. Единственный банк, существенно снизивший комиссию, — Альфа-банк: для «инвестора» с 0,05% до 0,03% от оборота (для «спекулянта» ничего не изменилось). Таких подарков, как в прошлом году у «Уралсиба» — все комиссии, кроме комиссии биржи, равны нулю, — больше ни у кого нет. «Уралсиб», относительный новичок на рынке интернет-трейдинга, ищет другие способы привлечь клиентов. Например, не берет комиссию с тех, кто торгует только определенными «голубыми фишками» (тариф «15 лучших») и чей портфель не превышает 500 000 рублей.

ВТБ 24 почти в два раза увеличил плату для «спекулянта». Вместе с тем здесь новичкам дают возможность торговать целый месяц бесплатно. Компания «Ай Ти Инвест» привлекает клиентов акцией «Опытный трейдер» — каждый новый клиент со стажем работы на рынке более шести месяцев получает скидку на брокерские комиссии от 10% до 15% на срок, равный сроку торгового стажа. Компании со стажем стараются скидками удержать старых клиентов. В «Алоре», например, клиенты, открывшие счет более пяти лет назад, платят на 10% меньше.

Лидер рынка «Финам» начинает избавляться от нежелательных клиентов — пассивных и мелких. В августе прошлого года компания обязала всех частных клиентов, которые в течение шести месяцев не провели ни одной сделки, закрыть счета. Иначе им грозил штраф в размере остатка на счете, но не более 10 000 рублей. Понятно, что инвесторы, которые один раз купили акции и ждут, пока они вырастут, ни одному брокеру не интересны. От мелких клиентов компания решила избавиться, введя фиксированную минимальную комиссию за сделку — 41,3 рубля.

Юрий Минцев, вице-президент финансовой группы «БКС», считает, что в ближайшее время снижать тарифы никто не будет: «Те, кто раньше демпинговал, ничего не добились. У того же «Ютрэйда» были низкие комиссии, вот он и вынужден был проводить рискованные операции, чтобы как-то увеличить рентабельность бизнеса».

Финансовые новости

Зачем нужна финансовая система

Развитие понятие «финансы» привело к тому, что возникло понятие «финансовой системы». Вообще, экономические общественные отношения сегодня выражают...

На проценте

Кризис подтолкнул банкиров к тому, чтобы вернуться к проверенному способу заработка — повышению комиссионных.

Бонд. Евробонд

Два финансиста из Лондона делают ставку на еврооблигации российских компаний. Каков результат?

В мире финансов

Кредит наличными по паспорту: портрет ид…

Не самая стабильная ситуация в экономике сыграла свою роль — если раньше кредит мог получить практически любой, то сейчас банки выдают финанс...

Что такое аукцион и как проходят аукцион…

Зачастую вещи, которые имеют особую ценность или же являются антикварными и редкими, можно приобрести на так названых "аукционах". "Аукцион" являет...

О важности фотографии для бизнеса

Информационное обеспечение – залог успешного ведения любого бизнеса, с чем бы он ни был связан. И в сфере услуг, и в сфере продаж каких либо ...

Публикации

Что такое колл-центр

Колл-центр – это организация, сотрудники которой принимают телефонные звонки от разных абонентов, и консультируют их в зависимости от поступа...

Что такое маркетинговая стратегия

Сегодня в различных областях экономики стремительно растут и развиваются новые предприятия. Увеличивается и конкуренция. Для того чтобы бизнес разв...

Аренда кофемашины в офис

Кофемашина-это та самая вещь, которая занимает почетное место в жизни успешного человека. Кофе- это не просто напиток, чарующий своим ароматом и вк...