О том, как инвесторы соотносят риски и потенциальную отдачу, рассказывает соруководитель департамента «ВТБ Капитала» Олег Панкратов08.05.2013 06:04 «ВТБ Капитал» работает над выпуском инфраструктурных облигаций для целого ряда российских эмитентов, совокупный объем которых может составить до 100 млрд руб. О новых инфраструктурных проектах соруководитель департамента инвестиционно-банковской деятельности на глобальных рынках, глава управления финансирования инфраструктуры «ВТБ Капитала» ОЛЕГ ПАНКРАТОВ рассказал специальному корреспонденту РБК daily ИГОРЮ ПЫЛАЕВУ. — Какие проекты сейчас в работе? — Помимо аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге есть план по строительству так называемого надземного экспресса, это легкорельсовый транспорт, который будет соединять Пулково с центром города. Также имеется план по строительству железнодорожной ветки в Пулково совместно с «Аэроэкспрессом». Общий объем финансирования инфраструктурных проектов в Северо-Западном регионе оценивается в 10 млрд евро. — Заметен ли интерес западных инвесторов к этим проектам? — Да, во всех проектах есть заинтересованность международных инвесторов, как строительных и профильных компаний, так и финансовых. — Можно привлечь средства инвесторов в крупные фонды, а затем вывести акции таких фондов на западные биржи. Такой вариант вы не рассматриваете? — В принципе это возможно, особенно если объект построен и демонстрирует хорошие финансовые результаты. Через несколько лет, когда терминал Пулково будет достроен, он, безусловно, станет интересен как частным, так и институциональным инвесторам. Причем не только тем, кто готов вкладывать средства в акции аэропорта, но и тем, кто заинтересован в бумагах с фиксированной доходностью. — Кому в большей мере интересны российские инфраструктурные проекты — инвесторам из Европы, Азии или российским инвесторам через их офшорные компании? — Если говорить о финансовых инвесторах, то основной интерес к российской инфраструктуре проявляют фонды, ориентированные на европейских и ближневосточных инвесторов. В меньшей степени это фонды, работающие с азиатскими деньгами. Стратегические инвесторы — это, как правило, компании из Азии — Китая, Японии. — На каких условиях «стратеги» готовы заходить в наши инфраструктурные проекты? Под гарантии правительства? В проекты с правом собственности на земельные участки? — Какой-либо однозначной позиции нет: инвесторы соотносят риски и потенциальную отдачу. В этом смысле каждый инфраструктурный проект уникален. По своему опыту скажу, что инвесторам интереснее проекты, которые после их реализации генерируют денежные потоки, как, например, аэропорт Пулково. Схема может быть и другой, как, скажем, в проекте «Янино». В данном случае город гарантирует инвестору получение определенных денежных потоков после ввода в строй мусороперерабатывающего завода. Сейчас мы видим, что инвесторам интересны проекты, где есть не только гарантии какой-то минимальной доходности, но и получение существенно большей доходности после вывода проекта на плановую мощность. — Оценивали ли вы объемы иностранных инвестиций, которые можно привлечь под инфраструктурные проекты в России? — Мы проводили такое исследование до кризиса 2008 года. Тогда нам казалось, что в один проект можно привлечь порядка 2 млрд долл. иностранных инвестиций. Кризис внес свои коррективы. Тем не менее в Пулково мы привлекли 1,2 млрд евро, и это в общем хороший пример. Сейчас инвестиционный климат улучшается, поэтому 2 млрд в проект — это нормальная цифра. Сложно сказать, сколько средств мы привлечем с иностранных рынков до конца года, когда реализуется сразу несколько больших проектов, могут возникнуть сложности с привлечением ресурсов. — У «ВТБ Капитала» пока нет опыта размещения инфраструктурных облигаций, увидим ли мы размещение таких бумаг в 2011 году? — Мы работаем с рядом эмитентов по инфраструктурным облигациям, размещения в этом году будут, объемы предполагаемых выпусков разные и колеблются в пределах 10—30 млрд руб. После России, соответственно, мы смотрим на страны СНГ, где нам прежде всего интересны Украина и Казахстан. На Украине мы размещали выпуски украинских суверенных еврооблигаций, участвуем в различных проектах, в том числе занимаемся организацией финансирования для компаний. В числе других украинских проектов — наш первый инфраструктурный проект в этой стране. Интересен он тем, что связан с так называемой зеленой энергетикой. На Украине есть законодательная база, которая позволяет осуществлять подобные проекты. В общем мы надеемся на привлечение иностранных финансовых ресурсов около 700 млн долл. В Казахстане мы консультируем один частный проект объемом несколько миллиардов долларов. В Монголии мы работаем вместе с ОАО «РЖД», которое участвует в конкурсе на разработку угольного месторождения Таван-Толгой. — А есть ли проекты в дальнем зарубежье? — Да, есть у нас интерес и в Анголе, где у группы ВТБ имеется банковская «дочка». В прошлом мы занимались реализацией одного из проектов АЛРОСА в этой стране. С другими российскими компаниями мы изучали возможность инвестирования в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, включая Вьетнам. Сейчас в Турции будет множество проектов, которые мы также готовы поддержать. — Готов ли «ВТБ Капитал» к участию в строительстве проектов для сочинской Олимпиады 2014 года и чемпионата мира по футболу в 2018 году? — Нам очень интересно, как будет организовано финансирование проектов, связанных с чемпионатом мира по футболу 2018 года. Уверен, что реализовать проекты строительства высокоскоростных магистралей и модернизации аэропортов наверняка можно будет по схеме ГЧП с привлечением частного капитала. Дополнительные материалы: Олег Панкратов Олег Панкратов окончил механико-математический факультет МГУ, получил степень MBA в бизнес-школе IMD в Лозанне. До прихода в «ВТБ Капитал» работал управляющим директором в Merrill Lynch, главой департамента инфраструктурного финансирования в ABN Amro, вице-президентом JP Morgan. В группе ВТБ с 2007 года, где сейчас занимает должности соруководителя департамента инвестиционно-банковской деятельности на глобальных рынках, руководителя управления финансирования инфраструктуры, член правления VTB Capital. |
Финансовые новостиЗачем нужна финансовая системаРазвитие понятие «финансы» привело к тому, что возникло понятие «финансовой системы». Вообще, экономические общественные отношения сегодня выражают... На процентеКризис подтолкнул банкиров к тому, чтобы вернуться к проверенному способу заработка — повышению комиссионных. Бонд. ЕвробондДва финансиста из Лондона делают ставку на еврооблигации российских компаний. Каков результат? |
В мире финансовЗаработок на криптовалютеБиржами криптовалют называют сайты, ориентированные на людей, интересующихся способами заработка, посредством покупки и продажи разной валюты. Сервис обратной связи с клиентамиОт количества и качества обратной связи напрямую зависит лояльность клиентов к компании, увеличение продаж и трафика на сайте. О страховании недвижимости в случае с ип…При оформлении ипотеки страховка на недвижимость становится обязательным требованием, без которого не обойтись. Но есть и добровольные программы. Н... |
ПубликацииПольза парения в банеО пользе бани большинство людей знают с древних времён. Прокопий Кесарийский считается первым историком, который упомянул о бане в своих трудах. Ис... Как правильно выбрать шубу из меха собол…Каждая девушка в шубе выглядит как настоящая королева. Шуба не только придаёт статность, но и раскрывает женственность в глазах вашего мужчины. А н... Евгений Филичкин: pre-ICO FortFC уже в с…Со временем становится всё меньше людей, воспринимающих виртуальные деньги как бессмысленное баловство людей-мечтателей. Все более уверенно цифровы... |